W A S P писал(а):
Если будет время - чиркани, а лучше воочию послушать за бокальчиком пивка.
Я как-то даже не задумывался раньше об этой хуйне, точнее, задумывался, но очень поверхностно, как и многие из нас, на уровне «майки продаются, и заебись». Но события последних месяцев – фактически с момента продажи клуба и до последних тёрок и статей – сами собой заставили меня попробовать разобраться в том, что происходит. Ну, или хотя бы более глубоко поразмышлять над этим.
Вот мы с вами олдовые тру-фаны, разбросанные по различным русско-говорящим территориям нашей планеты, и, я уверен (даже я знаю), что клубу очень почётно иметь таких болельщиков по всему миру. Да, институт фан-клубов в НХЛ не существует, но на неформальном уровне такой суппорт очень ценен. Об этом скажут и Малкин, и Шеро, и Василевский с Пойнтом.
Но что мы по факту делаем? Топим за наш любимый и далёкий клуб, крайне серьёзно относимся к завоеванию Чашки, различных сопутствующих Призов и Трофеев. Спорим, поддерживаем цвета, демонстрируем отличные знания по истории и всяким интересным нюансам. Иногда заказываем какую-то атрибутику и гордо носим её на улице. Иногда даже полностью оплачиваем Гейм Пас. Но это всё можно с уверенностью отнести к «болению», «фанатению», какому-то выплеску эмоций, попыткам самоутверждения за счёт успехов любимой команды и так далее. Но это всё на 95% эмоции. Не бабло. Ну хорошо, пусть на 90%.
А теперь давайте представим себе существование хоккейного клуба, скажем в Москве или Питере. Кони-Мясо-Менты-Сосиска. Или Ава в Омске. Или Сибирь. Или Автомобилист. Ну вот как бы клуб живёт сосвоими болелами, и болелы, город поддерживают своих любимцев. Теперь отбросим устройство КХЛ, заточенное на получение бюджетных (в той или иной степени) средств, и представим «обычный» хоккейный клуб в другой стране, в другой Лиге. Как вариант, можно и футбольный, какую-нибудь Бундес-Лигу, в общем практически любой «здоровый» коммерческий проект.
То есть, мы берём клуб НХЛ, в частности, наш любимый Питтсбург Пингвинз и начинаем думать не как пацан из далёкого города, который, как мудак, не спит по ночам и смотрит в Метле никому не нужный донный хоккей, а как человек, призванный принести своей компании коммерческий успех. Нам очень повезло, что в моменте НХЛ является самой, скажем так, «компактной» Лигой из мэйджоров, попытаюсь раздвинуть тему. Как и в других Лигах, в НХЛ существуют основные фиксированные доходы в виде прав от телека. Но тут также существует эскроу, который немного грабит игроков для того, чтобы добросить денег на безубыточность Лиги. Плюс существует ЖЁСТКИЙ потолок, который делает предсказуемой самую непредсказуемую статью расходов – зарплату твоего ростера. Да, есть LTIR, контракты которого надо оплачивать, есть куча текущих расходов, аренд и прочего, но в большинстве эти расходы либо фиксированы и чётко определены, либо просчитываемы и предсказуемы.
Поэтому на первый план у менеджера выходит такая статья дохода, как Game Day Revenue (доход от игрового дня), потому что тут всё зависит от тебя – количество людей на матче, их платёжеспособность и желание тратить, цена билета, цена пива (в меньшей степени), цена джерси в магазине (в меньшей степени). Если не верите, присмотритесь, как во всех Лигах все клубы бьются за новые и удобные стадионы. Так-то можно было бы на коробочке открытой выпускать МакДэвида и собирать тыщ по 30000 человек, а нет, хуй там, не придут 30 тысяч. А почему, куда и зачем придут? Куда вообще ходят?
То есть, как можно затащить людей на стадион-то? Давайте сразу примерно-условно поделим окружающую финансовую среду (город, он же рынок) на две категории: большие города и малые. В большом городе много развлекухи, много театров, много баров, много понаехавших со всей страны и вообще, чисто сам спорт там не главное, а главное – шоу. Хотя даже тут есть исключения. Например, Никс и Янкиз исторически для Нью-Йорка абсолютно культовые, а Лэйкерз и Доджерз такие же культовые для ЛА. А вот Айлендерз, Метс и Джетс – это скорее про пригород, и местечковая любовь к ним обусловлена желанием насрать основным, большим командам НЙ и показать, кто на местности папа. То есть, Метс и Джетс – это уже скорее малый рынок, и любовь к спортивным командам в таких местах порой иррациональна. Но даже тут есть нюанс: если у таких клубов не будет спортивного успеха, то со временем люди перестанут любить команду и ходить на неё. И что получается дальше?
Получается, что в большом городе привлечь народ на стадион существенно проще. Кроме локальной фанбазы существуют желающие просто сходить на «баскет» или на «шайбу». Любовь локальных фанов к местному спорту очень сильно размывается элементами спортивного шоу для сторонних зевак. Например, футбольные Барселона и Париж не дадут соврать. Быть в Барселоне и не сходить на футбол, если он идёт в это время, и если ты представляешь себе в общих чертах эту игру – как-то глупо. В Париже примерно так же стало. В то время как фанатьё, например, больше за ПСЖовым гандболом стало следить .
В малых же городах всё иначе. Там существует почти культ местного спорта, и топить за местные команды там входит в правила хорошего тона. Но, как я уже говорил выше, «если у таких клубов не будет спортивного успеха, то со временем люди перестанут любить команду и ходить на неё». Почему? Потому что люди чувствуют некое предательство и кидалово со стороны своей любимой команды. Я за тебя всю жизнь переживаю, отдаю тебе свои лучшие нервные клетки, бабки на тебя трачу, а ты чего? Хоть бы сымитировала какой-нибудь оргазм, что ли. Зато, если уж удалось влюбить в себя болельщика, то это надолго. И, что самое главное, звёзды, лидеры, альфачи таких команд становятся для местных практически родными!
И вот тут можно прямо чётко перейти к примеру Питтсбурга. Исторически город любит свои традиционые ценности: бейсбол и футбол. Хоккей очень долго был вообще чужим. В футболе с 1969 года, когда конференции AFC и NFC объединились в единую NFL, и до сегодняшнего дня у Стилерз было всего ТРИ тренера. Ротлисбергер, который последние два сезона уже давно уехал с ярмарки, всё равно играл стартовым, потому что сказал «ну годик ещё поиграю». Окей, Бен, как скажешь. И люди беззаветно любят и Стилерз и Тренера Томлина, и самого Ротлисбергера, который со спортивной точки зрения закопал команде два последних сезона. Эта иррациональная любовь тянет их на стадион, лишний раз заставляет их подтвердить долларом эту самую свою любовь к команде, и даже не столько к команде, как к этим ЛЮДЯМ, которые уже стали родными. Со временем культовые спортсмены становятся неотъемлемой частью общества, города, местности, люди их любят, доверяют им, рады тому, что они в городе. И именно поэтому куча народа не любит Ягра, потому что свой, родной, к которому ты всей душой, как будто предал и кинул.
При этом Пираты просто начали людей уже бесить. Когда-то это была такая же огромная любовь, но долгий период без побед и даже без попыток что-то изменить год за годом убивал эту любовь и в итоге убил. Я помню, как Раян рассказывал о том, что в детстве и юношестве постоянно торчал на Пиратах, потом было знаменитое «Welcome to the City of Champions! …..and Pirates». А теперь он даже на неплохой сезон 2023 фыркает и говорит, мол, ага, Пингвины и Стилерз чуть-чуть не вышли в ПО, и уже это позор и беда, а эти уёбки выиграли несколько матчей подряд в регулярке, и уже герои, неее, Пираты – говно!
Поэтому Пингвины сейчас крайне близки по своему статусу в городе к Сталеварам. И, что главное, у них есть звёздный костяк, который в городе обожают. Свои парни, которые добыли для города столько побед! И вот, ты – хозяин, президент, управляющий, генеральный менеджер такой команды. И твои «ротлисбергеры» хоккейные тоже стареют, и тебе надо принимать решение. А решение какое может быть? Либо опять, разрывая очко и рискуя всё дело провалить, начинать гнаться за спортивным результатом, либо доехать ещё какое-то время на иррациональной любви местной публики к твоим звёздам. Да, люди будут ходить не на чемпионов, а на своих старых добрых друзей, но тебе разве не похуй? Всё равно формируется тот самый доход от игрового дня, который ты и стремишься максимизировать.
Но публику нельзя наёбывать слишком долго и откровенно. А то получится хоккейная Аризона или бейсбольные Пираты. Нужно сформировать и регулярно подпитывать эту любовь публики, которая будет приносить тебе доходы. Но всегда играть максимально на победу для этого не обязательно.